В МБДОУ детский сад № 113 «Капитошка» состоялся городской семинар по арт-терапии
Введение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) и связанные с ними изменения в системе дошкольного образования определяют ряд новых требований к работе любого образовательного учреждения, и, в первую очередь, к профессиональным компетенциям каждого педагога-воспитателя. Прежде всего, это освоение новых универсальных методик, непосредственно влияющих на рост качества образования детей.
Важно быть в теме!
На базе МБДОУ детский сад № 113 «Капитошка» состоялся очередной городской семинар по проблеме «Совершенствование качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС». Участниками события стали более 40 воспитателей дошкольных образовательных учреждений города. Для изучения, анализа и дальнейшего практического применения им была предложена тема: «Развитие эмоционально-коммуникативной сферы детей через арт-терапию».
По словам организатора мероприятия Валентины Ивановны Гусак, эксперта МАОУ «Муниципальный образовательный центр оценки качества образования г. Улан-Удэ», главная задача семинара для педагогов МБДОУ детский сад № 113 «Капитошка» состояла в эффективной трансляции имеющегося опыта использования арт-терапии: «В условиях перехода на ФГОС и адаптации их в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений проведение обучающих семинаров в среде педагогов очень востребовано. Необходимо, чтобы эти мероприятия проходили на самом высоком профессиональном уровне. Педагогам МБДОУ детский сад № 113 «Капитошка» предстоит продемонстрировать возможность создания таких психолого-педагогических условий для детей, в которых образовательно-воспитательная деятельность ведет только к успешному результату». Забегая вперед, отметим, что коллективу «Капитошки» добиться этого удалось. Но обо всем по порядку.
Теоретическая база опыта
Напомним, что арт-терапия («исцеление искусством») представляет собой метод коррекции психологического состояния и развития личности посредством творчества. Как рассказала в теоретической части семинара старший воспитатель Ирина Владимировна Мухина, направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено: музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библеотерапия; танец, движение – кинезитерапия.
Старший воспитатель особо отметила, что главная цель занятий с элементами арт-терапии в дошкольном учреждении является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала, помощь в осознании себя и своего места в окружающем мире (это, кстати, одна из главных задач, прописанная во ФГОС).
В процессе образовательной деятельности педагогом обязательно создаётся ситуация успешности каждого малыша. Такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, быть самим собой, обрести уверенность в собственных силах. Ребенок учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается, начинает лучше понимать чувства других и использовать эмоции в качестве средства общения. Благодаря педагогам, владеющим методиками, приемами и техниками арт-терапии, на помощь детям приходят волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущие в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей.
На сцену приглашаются…
Но вернемся к практической части семинара. После демонстрации видео-ролика «Визитная карточка», перед гостями выступила «вокально-инструментальная группа» воспитанников детского сада «Капитошка» под руководством музыкального руководителя Оксаны Валерьевны Муратовой. Необычное приветствие участникам мероприятия подготовили и сами воспитатели детского сада – танцевальный номер с элементами акробатики не оставил равнодушными никого из присутствующих.
Плавный переход к практическому изучению темы участники семинара не заметили – казалось, что началось обычное детское театрализованное представление. Однако оно стало особенным, на практике показывающим возможности образно-ролевой драматизации, психодрамы, куклотерапии. Во время путешествия «По дорогам сказки» (инсценировка воспитанников подготовительной группы, воспитатель Ирина Тимофеевна Гвозденская) герои Маша и Витя вместе с Колобком узнали «Про Комара Комаровича» (инсценировка воспитанников 2 младшей группы, воспитатель Татьяна Дмитриевна Папилова), услышали «Про Зайца – длинные уши» (инсценировка воспитанников средней группы, воспитатель Наталья Владимировна Казакова), побывали на уроке в Лесной школе (мастер-класс по познавательно-речевому развитию со старшей группой провела учитель – логопед Василина Петровна Калашникова).
Затем участники семинара перешли в спортивный зал, оформленный, словно детская комната ночью, со звездами и луной. Здесь добрая фея - педагог-психолог Наталья Владимировна Кузьминова провела мастер-класс с детьми из подготовительной группы на тему «Избавление от страхов». Воспитатели увидели, как благодаря теплой, доверительной беседе можно узнать от малыша о том, что его волнует, чего он боится и как с помощью арт-терапии - рисунков, сказки, рассуждений снять у ребенка состояние тревожности и стресса, способствовать его релаксации.
И вновь гости отправляются в путешествие по детскому саду. В просторном зимнем саду «Капитошки» (одна из несомненных достопримечательность дошкольного учреждения) участников ожидал пример кинезитерапии - «Танец друзей» от воспитанников старшей группы под руководством старшего воспитателя Ирины Владимировны Мухиной.
Необходимо отметить, что в театрализованных постановках самое активное участие приняли родители воспитанников. Свои талант, внимание и чувство юмора они проявили еще в процессе подготовки мероприятия – сшили и связали забавные костюмы, помогли озвучить и смонтировать презентационное видео, а папы даже выступили в драматизациях в качестве героев сказок.
Занавес, аплодисменты…
Завершился семинар обменом мнениями и подведением итогов. Участники мероприятия высоко оценили работу педагогов. Особо были отмечены: грамотно выстроенная, эмоционально насыщенная программа; профессиональная, открытая, искренняя подача полезного теоретического и методического материала; эмоциональная раскованность, творческая самореализация, артистизм педагогов и воспитанников; умение организовать, привлечь и сохранить интерес детей на протяжении всей организованной образовательной деятельности; освоение и эффективное применение многих техник арт-терапии; участие в семинаре родителей воспитанников. А также высокая активность каждого педагога, сплоченность всего коллектива МБДОУ детский сад № 113 «Капитошка» при организации и проведении обучающего мероприятия.
Что ж, даже для участников семинара сработал главный принцип арт-терапии: пробуждая добрые эмоции посредством творчества - получаем отличный результат. Так держать, «Капитошка»!