Ваш город:

Чем мотивируются студенты при выборе ВУЗа?

13 июн. 2015 г.
0
15023

Предлагаем вам ознакомиться с обобщенными результатами изучения вопроса мотивации при выборе ВУЗа, а также выяснить, что представляет собой процесс принятия решения при выборе учебного заведения с точки зрения психологии.

Чем мотивируются студенты при выборе ВУЗа?

Социально-экономические "бури", которые сегодня происходят в российском обществе, затронули все сферы нашей жизни, в том числе и рынок образовательных услуг. А становление рыночных отношений в сфере высшего образования (в частности, появление большого количества негосударственных ВУЗов, прибыльность которых напрямую зависит от их популярности среди абитуриентов) заставляет учебные заведения искать новые пути и возможности привлечения потенциальных студентов.

В условиях жесткой конкуренции среди образовательных организаций, изучение вопроса мотивации при выборе ВУЗа представляется более чем актуальным. Мало того, оно приобретает практическую ценность, поскольку позволяет выявить основные критерии, которыми руководствуются молодые люди при выборе учебного заведения и которым ВУЗ должен соответствовать. В свою очередь, соответствие ВУЗа основным критериям выбора абитуриентов дает возможность работодателям определить перспективность сотрудничества с учебным заведением: чем меньшей популярностью пользуется ВУЗ среди молодых людей, тем большая вероятность того, что из его стен будут выходить посредственные специалисты.

Таким образом, что исследование мотиваций выбора ВУЗа способствует не только улучшению качества предоставления образовательных услуг (совершенствования управления образовательным процессом, корректировки учебных программ, изменения политики учебного заведения и т.д.), но и выявлению проблем образовательной системы и государства в целом. Предлагаем вам ознакомиться с обобщенными результатами изучения данного вопроса, а также выяснить, что представляет собой процесс принятия решения при выборе ВУЗа с точки зрения психологии.

Принятие решения – один из процессов психики

По уверениям специалистов, принятие решения представляет собой один из процессов психики, проявляющий человеческие качества: с одной стороны – свойственные только человеку ограничения (социально-психологические влияния, влияние эмоциональных факторов и т.д.), а с другой стороны – возможность ответственного выбора.

В зависимости от того, какие психические процессы преобладают, принимаемое решение может иметь характер логического вывода, эмоционального предпочтения или волевого акта. Отметим, что выбор ВУЗа является уникальной ситуацией, так как имеет богатое содержание, отражающее всю систему жизненных отношений и мотивов личности. При этом процесс принятия решения о выборе учебного заведения невозможен без такого понятия, как мотивация.

На процесс формирования мотивов влияние оказывают личностные свойства человека, в зависимости от которых мотивация может быть импульсивной или управляемой:

  • импульсивная мотивация – склонность к реализации ситуативных действий при минимальном обдумывании вариантов действий и их последствий;
  • управляемая мотивация – характеризируется выраженной регуляцией действий, основанной на развернутом анализе возможных способов достижения цели.

Если говорить о принятии решения с точки зрения выбора ВУЗа, то при подаче документов в конкретное учебное заведение молодые люди принимают сразу два решения:

  • решение о профессиональном выборе (то есть, какую профессию абитуриент хочет получить);
  • решение о выборе образовательных услуг (то есть, выбор определенного ВУЗа среди других альтернатив).

Оба этих решения принимаются на основе критериев, которые были выявлены при изучении мотивации выбора.

Основные критерии выбора ВУЗа и профессии

Исходя из многочисленных исследований мотиваций выбора ВУЗа, основанных на опросах студентов различных высших учебных заведений, можно выделить сразу несколько основных критериев определения наиболее соответствующей требованиям абитуриента образовательной организации.

  • Известность и престижность ВУЗа – как правило, определяется путем анализа различных рейтингов и изучения общественного мнения;
  • Удобное месторасположение – в случае, если учебное заведение находится в другом городе, то рассматриваются такие факторы, как доступность и удобство перемещения из одного города в другой, а также удобное месторасположение учебного корпуса относительно общежития;
  • Трудоустройство – имеется в виду, насколько ВУЗ способствует трудоустройству своих выпускников;
  • Материально-техническая база – речь идет не только об оснащении и удобстве учебных помещений, но и о библиотеке, спортивном/тренажерном зале, медицинском пункте, столовой, компьютерном парке и доступе к высокоскоростному интернету;
  • Профессионализм преподавателей (высокое качество обучения) – о степени профессионализма преподавательского состава можно узнать как при личном общении со студентами ВУЗа (например, при посещении "Дня открытых дверей"), так и при изучении научных трудов и других публикаций педагогов;
  • Наличие системы международных практик и стажировок – многие российские ВУЗы, заинтересованные в качестве и многогранности обучения своих студентов, заключили соглашения о сотрудничестве с различными зарубежными предприятиями и учебными заведениями, что позволяет российским студентам приобретать не только знания, но и опыт работы за границей.

Говоря о критериях выбора профессии, основанных на тех же исследованиях, то можно выделить такие основные факторы, влияющие на выбор, как:

  • Престиж профессии и карьерный рост;
  • Оплата труда;
  • Привилегии при поступлении;
  • Легкость обучения;
  • Мнение родственников и друзей;
  • Возможности для дополнительного заработка.

Поскольку достаточно большое влияние на выбор профессии оказывают родственники и друзья, в процессе исследования мотиваций выбора учебных заведений специалисты уделили большое внимание и этому фактору. Кроме родителей и друзей определиться с будущей профессией молодым людям помогают школьные учителя, курсы профориентации, реклама в средствах массовой информации, а также индивидуальные способности и предпочтения.

Вместо заключения

Подводя итог можно сделать однозначное заключение: российским ВУЗам, которые заинтересованы в абитуриентах, большое внимание необходимо уделять не рекламе в СМИ или самопрезентациях в каких-либо экспертных источниках, а повышению своей престижности и достижению лидирующих позиций в различных рейтингах. Кроме того, администрациям учебных заведений нужно побеспокоиться об улучшении материально-технической базы ВУЗов и заключении договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
507
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
837
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1264
Оставить свой комментарий

Ваш город: