Ваш город:

Профессия без образования или образование без профессии?

31 авг. 2018 г.
0
8718

Что лучше: после школы поступить в престижный ВУЗ или получать профессиональные навыки на практике? Для ответа на этот вопрос нужно понять, чем именно выбранная профессия отличается от выбранного образования.

Профессия без образования или образование без профессии?

Выбор профессии – одно из самых значимых решений в жизни каждого человека. В большинстве случаев, при выборе профессии, предпочтение отдается престижным специальностям с высоким уровнем востребованности и перспективой получения больших доходов. При этом кто-то хочет получить профессию, которая удовлетворит собственные амбиции, и стремится поступить в самый лучший ВУЗ, обучение в котором дает максимальное количество шансов на успешное трудоустройство. А кто-то, напротив, разочаровывается в образовании и не видит смысла в продолжительном обучении, всю свою энергию направляя на поиск работы и построение карьеры.

Какая из этих двух позиций дает больше возможностей для достижения успеха и материального благополучия? Для ответа на этот вопрос нужно понять, чем именно выбранная профессия отличается от выбранного образования.

Общество и образование

Глядя на успешных людей, не имеющих диплома о высшем образовании, некоторые выпускники престижных ВУЗов спрашивают себя: «Зачем я столько лет посвятил учебе и остался безработным, а у того парня вообще никакого образования нет, но он занимает высокую должность?».

К большому сожалению, вынуждены констатировать что, в современном обществе увеличивается соотношение людей, убежденных в отсутствии необходимости получать диплом о высшем образовании. Они уверены, что документ о полученном образовании, вероятнее всего, останется лежать в дальнем темном углу и кроме морального удовлетворения не принесет никакой пользы.

Если говорить сухим языком цифр, то данные опроса, отражающего степень важности образования для населения России, представленные ВЦИОМ, показывают, что более половины молодых людей (52%) в возрасте 18-24 года подтверждают большое влияние высшего образования на обеспечение жизненных целей. В него верят и 63% россиян старшего поколения. Вместе с тем, отмечается отрицательная динамика: еще 10 лет назад высокую оценку значимости образования давали 76%.

За этот же период увеличилось количество молодежи, убежденной в отсутствии необходимости получать диплом для успешного карьерного продвижения. По сравнению с 2008 годом этот показатель вырос с 20% до 47%. Среди опрошенных 56% населения старшего поколения и 72% молодых людей утверждают, что значение диплома слишком преувеличено, и без него также можно достичь профессиональных высот.

Несмотря на то, что российский уровень образования стабильно занимает самые высокие позиции в мире, стремление общества к получению диплома снижается с каждым годом. Все больше школьников предпочитают не идти в 10 класс, чтобы получить профессию в техникуме или колледже – таких сегодня 40%. Из числа выпускников 11 классов только 20% молодых людей получают высшее образование.

Высшее образование и профессия: в чем разница

Статистика, свидетельствующая о том, что сейчас многие дипломированные специалисты не работают по специальности, полученной в стенах образовательных организаций (независимо от того, будь то ВУЗ или техникум/колледж), подтверждает общественную позицию о преувеличении значимости дипломов. Подчеркнем, что между образованием и профессией существует большая разница. А данные статистики – это всего лишь цифры.

Нужно понимать, что большая часть учреждений высшего образования не гарантируют получения профессии по специальности. Их основное назначение заключается в обеспечении знаниями в той или иной области. Лишь небольшая доля специализированных ВУЗов нацелена на подготовку кадров под выбранную студентом профессию. Остальные преподают науку, дают максимально полное представление об интересующем студента предмете, а не навыки трудоустройства на престижные должности. То есть, суть вузовского образования заключается в повышении уровня образованности граждан и удовлетворении их потребностей в углублении знаний.

Получение практических знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности зачастую никак не связано с обучением в ВУЗе. Хорошо известно, что многие добившиеся успеха люди и вовсе не получали высшего образования или же оставили учебу на первых курсах. Всем знакома и распространенная практика, при которой компании, принимая на работу дипломированного специалиста, заявляют ему о необходимости забыть все, чему он учился, и «затачивают» кадры под собственные потребности.

Другими словами, профессия не зависит от полученного диплома. На нее влияет мышление, необходимые для выбранной специальности навыки и умения, а также уровень образованности и опыт. Так, наличие диплома филологического факультета не говорит о том, что человек не может стать хорошим управленцем, а дипломированные экономисты не могут уйти в журналистику. В процессе длительного обучения в университете студенты углубляются в науку и получают определенные навыки, в дальнейшем позволяющие им добиться успехов в профессии, которую они выбирают после окончания ВУЗа.

Нельзя отрицать и тот факт, что многие рекрутеры по-прежнему обращают внимание на наличие диплома престижного учреждения, но должность отдают кандидатам с наиболее предпочтительными навыками и личностными качествами.

Получать диплом или уйти в профессию?

Разочарование, вызванное невозможностью занимать должность в соответствии с полученной специализацией, привело к несколько несправедливому занижению значимости университетов. Общество забыло о первоначальной сущности Университета и, перескакивая через важную часть развития, ищет способы достижения материального благополучия. А ведь открытие первых институтов науки много столетий назад совсем не предполагало получение профессии, и было нацелено лишь на повышение уровня образованности граждан.

Специалисты уверены, что существующая тенденция обусловлена не проблемами в системе образования, а постановкой неправильных целей. Не следует подавать документы в ВУЗ с мыслями о том, какую должность можно будет получить в будущем и насколько она будет престижной и высокооплачиваемой. При выборе ВУЗа и направления обучения абитуриенты должны задавать себе такие вопросы: Какая предметная область интересует меня больше всего? Какие знания этот ВУЗ может мне дать?

И лишь после окончания учебного заведения молодые люди должны задумываться о том, как можно воспользоваться полученными знаниями при выборе профессии.

Не хочется тратить годы на учебу в университете? Существует необходимость в приобретении профессии сразу после школы? Есть желание учить что-то новое и получить профессию, не соответствующую диплому? Большое количество информационных потоков, находящихся в общем доступе, обеспечивает возможность освоения любой предметной области.

Учиться или пойти работать после школы? Личный выбор каждого. Главное ставить правильные вопросы, следовать интересам и не забывать о необходимости постоянного углубления знаний и личностном развитии.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
755
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
1098
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1547
Оставить свой комментарий

Ваш город: